Развитие личности дошкольника

Развитие личности дошкольника

Развитие личности дошкольника

Характеризует развитие и усвоение у дошкольника моральных качеств, свободного поведения, формирование чувств собственного достоинства, самолюбия и других качеств.

В процессе развития, в психике детей дошкольного возраста формируются личностные новшества – усвоение моральных норм, свободного поведения. Деятельность и поведение дошкольников не просто существование друг с другом. Дети вступают между собой в разные отношения и с взрослыми. В связи с этим, развивается несколько групп мотивов. Первые – личные мотивы, проявляются в общении с взрослыми. Ребенку очень важно получить положительную, хвалебную оценку, ласку от взрослого. Потребность получить ее так велика, что дошкольник часто себе приписывает положительные качества.

Личные мотивы проявляются в различных видах деятельности — игре, взаимоотношениях со сверстниками. Постепенно, в процессе совместной деятельности у ребенка формируются общественно-значимые мотивы. Они выражаются в желании дошкольника сделать что–то для других людей. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться моральные оценки и нормы поведения. Психологи, в результате исследований, определили связь между эмоциональными реакциями детей на оценки взрослых и становлением гордости и самолюбия. Проявляется чувство собственного достоинства.

С осознанием общественных ценностей, ребенок начинает гордиться трудовыми успехами родителей, их профессиональными умениями. В дошкольном возрасте ребенок, получая оценочную характеристику (не всегда положительную) от взрослых, особенно авторитетную, может переживать стыд, теряться. Так вырабатывается самооценка.

Моральные качества и особенности личности ребенка определяются такими компонентами, как: самолюбие, гордость, чувство собственного достоинства, стыда. Родители и взрослые учат дошкольника способам проявлять доброжелательность, сочувствие, товарищество, и тем самым помогают ребенку перебороть в себе стыдливость, замкнутость, молчаливость. Отношение к себе и к своим возможностям в дошкольном возрасте, происходит в результате практических действий.

Пятилетние дети, обычно, свои возможности переоценивают. Дети семилетнего возраста, в большинстве случаев, оценивают себя верно: «Могу одеваться». «Умею убирать постель», а также умеют следовать моральным нормам: «Умею помогать взрослым». На формирование свободного поведения дошкольника влияет усвоение им, норм, правил поведения. Для свободного поведения характерны такие черты: стойкость, соответствие поступков внутренним позициям ребенка. Обязательность выполнения заданий и требований, поставленных взрослыми, вырабатывает у дошкольника целеустремленность, стойкость.

Результатом служат способности ребенка перебороть отвлекающие и соблазняющие (поиграть, вместо выполнения других заданий взрослых) моменты. В связи с этим, играет большую роль воспитание качества — стойкости перед соблазном. Процесс становления свободного поведения, начинается в среднем дошкольном возрасте и продолжается в старшем. В этом возрасте, у ребенка уже сформировалась способность ставить цель и находить способы для выполнения действий и заданий, соответственно своим возможностям.

Также ребенок может уже планировать действия, анализировать и контролировать. В период дошкольного возраста, ребенок проходит большой период своего развития – от отделения себя от взрослого («я сам»), до открытия своей собственной жизни, самосознания.

Хочу получать новые статьи! 

Ваш email адрес:

автор: Ловцова Елена


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Система Orphus


Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

*