Компьютерная зависимость в подростковом возрасте

Компьютерная зависимость в подростковом возрасте

Рассматриваются способы профилактики компьютерной зависимости у пользователей подросткового и юношеского возраста.

Компьютер с каждым днем все в большей степени становится неотъемлемой частью нашей жизни. Игнорировать или запретить это изобретение человечества мы не можем. Более того, с появлением и развитием киберпространства человечество поднялось еще на одну ступень своего развития. В современном мире не уметь пользоваться компьютером все равно, что в начале ХХ века не уметь писать.

На сегодняшний день мы имеем неограниченный доступ к информации, возможность общаться с представителями различных стран, культур, идеологий. Можем выполнять большой объем работы за меньший промежуток времени, что повышает эффективность нашей профессиональной деятельности.

Компьютерная зависимость в подростковом возрасте

Социологи говорят о появлении нового общественного класса — интеллектуальной элиты, взаимодействующей с киберпространством. В общественном сознании складывается социальный стереотип представителя этого класса. Это человек, как правило, склонный к интеллектуальной деятельности, имеющий свою систему ценностных ориентаций, во многом отличающуюся от общепринятых. В сознании этих людей общественные отношения имеют не привычную нам иерархическую структуру, а параллельную, что снижает референтность признанных авторитетов.

Психологи и социологи констатируют факт изменения сознания уже целого поколения, что безусловно влечет за собой изменения общественного сознания и иерархии ценностей всего общества.

Вместе с глобальной компьютеризацией общества все острее встает проблема преодоления компьютерной зависимости у пользователей. Эта тема беспокоит все мировое сообщество. Во многих странах, в том числе и в Украине, создаются психологические центры по борьбе с киберзависимостью. Ученые всего мира ищут пути разрешения этой проблемы.

Одной из главных проблем, с которыми нам приходится сталкиваться при работе с клиентами, — это дилемма между необходимостью сделать киберпространство частью своей жизни и боязнь развития компьютерной зависимости у себя и своих близких.

Способы профилактики компьютерной зависимости

Говоря о способах профилактики компьютерной зависимости, хотелось бы в первую очередь обратить внимание на возрастные особенности пользователей подросткового возраста.

Подростковый возраст — это сложный период в становлении человека как личности. Это период, когда человек уже перестает быть ребенком, но еще не стал полноценным взрослым.

Подросток, апробируя свои социальные и личностные качества в реальном мире, одерживает свои первые победы и поражения. Он учится быть членом взрослого социума.

В этом возрасте идет активное формирование «Я-концепции»: подросток отбирает моральные, нравственные, социальные качества, которые в дальнейшем и будут определять его как личность. Но для того чтобы эти качества принять или отвергнуть, их надо апробировать на себе, то есть продемонстрировать соответствующее поведение (проявить смелость или трусость, благородство или подлость, верность или предательство и т.д.). На свое поведение подросток получает соответствующую реакцию окружающих. Если реакция положительная — качество закрепляется как личностное, если реакция отрицательная – подросток пересматривает свое поведение. Естественно, ребенок испытывает определенную неуверенность, соприкасаясь с миром взрослых, и, как следствие, имеет низкую самооценку.

Несмотря на возрастной негативизм и чувство взрослости, подросток в этот период как никогда нуждается в эмоциональной поддержке и совете значимых взрослых.

Поэтому первое, на что мы хотели бы обратить внимание, говоря о профилактике компьютерной зависимости, — это эмоциональный комфорт подростка.

Если ребенок в этот непростой период своей жизни сталкивается с эмоционально дискомфортной средой (конфликты в семье, проблемы в школе, неприятие его сверстниками, неумение выстроить отношения с окружающими и т.д.), он попытается изменить ее доступными ему способами. Один из таких способов — смена реального мира на виртуальный. Это происходит под благовидным предлогом причисления себя к новой интеллектуальной элите (подростки очень ценят интеллект в себе и окружающих) и тем самым почувствовать себя увереннее, поднять свою самооценку. В данном случае отсутствуют внутренние психологические барьеры на пристрастие к вредным привычкам: алкоголю, курению, наркотикам. Компьютерная деятельность в его сознании ассоциируется с интеллектуальной и поэтому одобряется обществом.

Из вышесказанного следует, что если у ребенка есть возможности в реальной жизни получить то, что ему может дать виртуальный мир, он лучше всего защищен от компьютерной зависимости. Поэтому задача близких — сделать жизнь подростка яркой, насыщенной, интересной. При этом не надо пытаться навязать подростку чужой стиль жизни. Следует всегда относиться с вниманием к аргументам ребенка по различным вопросам и помнить, что он имеет право на свою тайну. В доме обязательно должно быть организовано личное домашнее пространство, где бы подросток смог побыть наедине с собой.

Разумный риск и азарт ребенок должен испытывать в реальности. Психологи и педагоги настойчиво рекомендуют детям подросткового возраста заниматься в различных кружках, спортивных секциях, творческих коллективах. Это дает возможность подростку пополнить круг своих интересов, апробировать и проявлять желаемые социальные качества, расширить круг общения со сверстниками и, помимо всего, является профилактикой девиантного поведения.

Некоторые виды творчества (театр, музыка, живопись и т.д.) позволяют посредством арт-терапии решить личностные проблемы, иногда даже не осознавая их.

Как не получить компьютерную зависимость?

Жизнь подростка должна быть насыщена, а следовательно, интересна и эмоционально комфортна, для этого можно выбрать полезные и развивающие игры tower defense. Следующий фактор, на который бы хотелось обратить внимание, — это отношение к компьютеру. У ребенка следует формировать установку восприятия компьютера как инструмента для работы, а не как источника получения удовольствия и наслаждения. С этой целью можно добавить ему дополнительных уроков информатики (в компьютерных школах), настойчиво предлагать выполнять школьные домашние задания с использованием компьютера (набор текста, поиск и отбор учебного материала в Интернете, выполнение проектов и т.д.). Нельзя использовать компьютер в качестве поощрения или наказания, тем самым эмоционально привязывая ребенка к машине. Если же ребенок не может «жить» без компьютера, то попробуйте поговорить с ним, найдите к нему подход, разговаривайте на его языке, чтобы он вас захотел понять и послушать ваши советы. Старайтесь меньше упрекать подростка в том, что он много сидит за компьютером, иначе он воспримет все остальные ваши слова, как не нужную информацию.

Говоря о профилактике компьютерной зависимости, особенно следует обратить внимание на общий уровень развития ребенка. Чем выше этот уровень, тем меньше вероятность попадания в киберзависимость. Это, пожалуй, самая сложная работа, так как начинать ею заниматься надо с самого рождения ребенка, приобщая его ко всем культурным достижениям человечества: музыке, театру, литературе, качественному кинематографу и т.д. Только в этом случае у ребенка выработается эстетический иммунитет и компьютер не станет единственной радостью в жизни, а будет воспринят адекватно.

Особое внимание хотим обратить на Интернет-зависимость. Часто дети предпочитают Интернет-общение из-за проблем с общением в реальной жизни. Они боятся быть непонятыми или попасть в неловкую ситуацию. Киберпространство же обеспечивает полную анонимность и безнаказанность.

Детей надо учить общению. Навыки общения начинают прививаться значительно раньше подросткового возраста, но помочь ребенку можно всегда. Основное правило при этом — общайся так, чтобы контакт не был прерван и утрачен навсегда. Могут быть конфликты, недопонимания, но ребенок должен уметь выйти из этой ситуации таким образом, чтобы отношения сохранились.

Начиная с дошкольного возраста, рекомендуется обеспечивать детям общение с людьми различных взглядов, стилей поведения, особенностей характера. Способствует развитию взаимопонимания знакомство с другой культурой. Поэтому в жизни ребенка должны быть книги авторов разных стран, туристические поездки и экскурсии, возможность общения с представителями разных национальностей в неформальной обстановке.

Как избавиться от компьютерной зависимости?

Если проблема общения не решается самостоятельно, можно с ней обратиться к психологу. Профилактика компьютерной зависимости подразумевает и временные ограничения пользователя. Если человек тратит на компьютерные развлечения не более одного часа в день, то формирование киберзависимости ему не грозит.

Категорические запреты в подростковом возрасте неприемлемы, так как могут вызвать обратную реакцию. Наиболее оптимальный метод воздействия на ребенка в этот возрастной период — диалог и заключение договора. При этом важно выслушать и учесть мнение подростка, предложить ему принять решение и взять на себя ответственность за это.

Если же зависимость сформировалась, то, скорее всего, придется воспользоваться услугами специалиста. В заключение хочется еще раз обратить внимание на то, что компьютер сам по себе не является источником формирования компьютерной зависимости. Это всего лишь машина. Формирование и развитие компьютерной зависимости обусловлено исключительно психологическим состоянием аддикта.

Как правило, киберзависимыми становятся подростки, имеющие конфликтные отношения в семье или школе. Эти дети не имеют никаких серьезных увлечений, отличаются инфантильностью. Они пытаются найти себя в виртуальном мире, самоутвердиться в киберпространстве, таким образом решив свои личностные проблемы.

Предупредить формирование компьютерной зависимости намного проще, чем преодолеть ее. Поэтому профилактическая работа имеет большое значение для решения этой глобальной проблемы.

Хочу получать новые статьи!Ваш email адрес:

автор: Ловцова Елена


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Система Orphus


Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

*