Кризис 3-х лет: как не «сломать» личность

Вчерашний «ангелочек» сегодня абсолютно неожиданно для всех превращается во всем недовольного капризулю, утверждающую, что белое – это черное, а делать все теперь она будет сама. Любые попытки родителей вернуться к прежнему, спокойному образу жизни наталкиваются на истерики малыша. Старшее поколение неизменно советует «выбить» из маленького все его капризы («Иначе на голову сядет», «Потом вообще с ним не справитесь»). А вот современные психологи как раз бы постерегли бы родителей трехлетки «ломать» малышу личность.

Кризис 3-х лет – так называется этот сложный период в воспитании малыша. И необязательно, чтобы ребенку было действительно 3 года – такой кризис может начаться и в 2,5, и в 3,5 года. Это время, когда прорисовывается «Я» ребенка. До этого он играл достаточно пассивную роль того, за кем ухаживают и кого оберегают. Теперь же ярко проявляется личность малыша, — он хочет играть социально активную роль, уже сейчас быть членом общества, человеком, а не милой игрушкой. «Сломать» малыша в этот ответственный период несложно, а вот последствия могут быть совершенно непредвиденными, причем отдаленными.

Есть несколько простых приемов, которые родители трехлетки могут использовать, чтобы избежать частых истерик ребенка и утихомирить те, что уже начались. Главный смысл всех этих приемов – позволить малышу проявлять свое «Я» (к слову, это – его право) и социальную активность.

Прием 1. Спланированные варианты поведения

Так, приводя трехлетку в магазин, нельзя говорить: «Выбирай, что хочешь!». Ребенок, конечно же, первым делом выберет то, что ему вредно или дорого стоит. А вот за отказом родителей сразу же последует истерика («Ведь родители сами предложили выбрать, что угодно»). Не предоставлять малышу выбора вообще – не выход, это его актуальная потребность в три года. Поэтому выбор нужно предлагать, но ограниченный: «Что тебе купить из фруктов?», «Какую машинку ты хочешь?», «Какую из этих трех кукол тебе купить?», «Какое платье из примеренных тебе понравилось больше?», «Какую из этих мягких игрушек купить?».

Прием 2. Брать в помощники

Какая помощь, казалось бы, может быть от трехлетки? На самом деле важен не столько результат, сколько понимание малыша, что он помогает, что он нужен и к его мнению прислушиваются. Например, готовя суп или салат, можно давать маленькому пробовать, достаточно ли соли, вкусно ли – это не только отвлекает ребенка от борьбы за внимание мамы, но и помогает повысить аппетит (после таких «проб» малыш обычно с удовольствием кушает любой суп и кашу). Покупая фрукты или овощи, можно «советоваться» с трехлеткой о виде, красоте и количестве.

Прием 3. Зрители

Если истерика у малыша все же началась – нужно увести его от «зрителей»: случайных прохожих, продавцов в магазине и др. Даже самим родителям, если малыш капризничает дома, лучше выйти в другую комнату. Лишившись «зрителей», большинство малышей отказываются и от «спектакля».

Прием 4. Наказание

Малышу нужно четко дать понять, что его истерики и капризы не приведут к желаемому результату – желаемую игрушку он так не получит, а вот остаться без мороженого может. Сформировав четкую ассоциацию «Истерика – наказание» (не физическое!), родители должны теперь научить ребенка выражать свои желания в более приемлемой форме, пусть даже настойчивой, но без крика и «сцен».

Очень важно пересмотреть режим дня трехлетки. Не слишком ли устает малыш? Достаточно ли спит днем? Нет ли слишком много ярких впечатлений? Не много ли он ест шоколада, который возбуждает нервную систему? И важно помнить, что лучшая пилюля от всех капризов – безграничная, но мудрая любовь родителей.

Прием 5. Нравоучение

Нельзя просто наказывать или что-то запрещать. Нужно еще приучать ребенка к взрослой жизни и самостоятельности. Не смотрите, что он еще маленький, потому что даже в таком возрасте в ребенке закладываются накопленные им знания, что можно делать, а что нельзя, нужно ли спрашивать у родителей про это или нет, могу я сам сделать то-то или же лучше будет просить маму или папу.

Начинать нужно со сказок. Читайте ему такие произведение, где содержится какая-то мысль, например отличие добра и зла либо как добиться трудом достижений в любой сфере деятельности. И если на этой стадии ребенок так сказать «заложит фундамент» ко взрослой жизни, то дальше с ним будет проще разговаривать на такие темы.

Хочу получать новые статьи!Ваш email адрес:

автор: Ловцова Елена


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Система Orphus


Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

3 комментария к записи “Кризис 3-х лет: как не «сломать» личность”

  1. светлана:

    Спасибо за интересную тему!Ваши советы очень помогли нашей семье!Ближе к 2,5 годам у ребенка начался кризис 3-х лет.Хотя и второй ребенок в семье,мы просто измучились не знали как поступить,малыш стал просто не упровляемый.Кое какие приемы из этой статьи,нам помогли.Большое спасибо!!!

  2. Oliga:

    Спасибо за познавательную и поучительную информацию. У нас в семье из-за капризов нашей малышки не было покоя. Бабушки с дедушкой действительно говорили, что наше дитя ”скоро на голову сядет”. Но вот, уже пару дней, как наша семья старается, воспитывать нашу доченьку, используя Ваши советы, и хочу похвастаться, что есть уже неплохие результаты.

  3. […] в семье, Полезные советы, Родителям на заметку « Кризис 3-х лет: как не «сломать» личность Не хочу учиться! » Вы можете оставить комментарий, […]

Оставить комментарий

*